Рецензия на спектакль «Хайп»

on

В «Народной газете» появилась рецензия Валентина Пепеляева на спектакль «Хайп» по одноименной пьесе Влады Ольховской.

ИСТОЧНИК: НАРОДНАЯ ГАЗЕТА

Народная газета

Премьера спектакля «Хайп» прошла в Минском областном драматическом театре

Семейный портрет в интерьере

В Молодечно в Минском областном драматическом театре прошла премьера психологической драмы «Хайп» по пьесе современного белорусского драматурга Влады Ольховской в постановке художественного руководителя театра Валерия Анисенко.

Каждая премьера по пьесе современного белорусского автора — праздник для нас. Значит, современных авторов слышат. Значит — есть диалог. И не правы те, кто говорит, что взаимоотношения современного автора и театров — игра в одни ворота. Конечно, нужна определенная художественная, творческая и человеческая смелость, чтобы взяться за новую пьесу. Художественный руководитель Минского областного драматического театра Валерий Анисенко всеми этими качествами обладает. Мэтр, не убоявшись собственных седин, доверился молодому автору и выиграл! Давно не встречали мы на белорусской сцене спектакля такого нервного накала и такой бьющей наотмашь энергетики!

На моей памяти это второй спектакль по пьесе Влады Ольховской в белорусском театре (первым стал «Трикстер клуб» в постановке Андрея Гузия, представленный на Национальную театральную премию Беларуси). Если «Трикстер клуб» — озорная и стремительная комедия, высмеивающая эгоцентризм и зацикленность на себе наших современников, выросших в совершенно тепличных условиях комфорта и потребительской благодати, то «Хайп» — глубокая психологическая драма, действие которой разворачивается в обычной современной семье. Драма с неизбежным катарсисом.

Герои «Хайпа» — успешный бизнесмен Владимир Самохин (Андриан Барткевич), его жена Жанна (Татьяна Карпец), две дочери Лиззи (Наталья Скоринко) и Ната (Екатерина Щербач), жених одной из них Антон (Никита Клютко). Лиззи и Ната погружены в интернет — только там существуют для них настоящие герои и антигерои. Там можно устраивать травлю неугодным, снимать сцены буллинга на видео, становиться популярным, ловить хайп и властвовать над толпой.

Главный герой Самохин, видимо, успешный бизнесмен, не понимает, что происходит с его детьми, пока одна из его дочерей не бросает ему в сердцах: «Надо было чаще бывать дома…» Тем, кто выживал со своими семьями в 1990-е, не надо объяснять, как тогда сводили концы с концами отцы семейств и хватались если не за бутылку, то за любую возможность заработать. Вот и Самохин не понимает, в чем его вина и за что его можно упрекнуть. Все сыты, довольны, одеты, обуты. В доме — материальный достаток. Но вот чего-то главного все-таки не хватает. Недостаток любви и тепла, оказывается, ничто не заменит. И потому девочки, особенно старшая дочь Лиззи, выросли с определенным психологическим «вывихом» в сознании. Затянувшийся переходный возраст? Или разъедающий душу цинизм, когда нет ни авторитетов, ни друзей в собственном доме? В процессе семейных разборок и скандалов выясняется, что еще и мать благородного семейства Жанна не гнушается посещать сайты знакомств с сомнительными целями. В общем, куда ни кинь — всюду клин. Несчастного Самохина можно только пожалеть: обложили его бабы со всех сторон, как волка охотники. Жених старшей дочери балбес Антон тоже не внушает доверия. Так и хочется строго у него спросить: по каким принципам ты существуешь в обществе, Антоша? Мы, наше поколение, хотим знать, в чьи руки попадет воздвигнутое нами здание!

Хозяйка дома Жанна, трепетная и преданная мать, разрывается между двух огней — мужем и детьми. Кажется, она явно не принимает ничью сторону, выступает этаким буфером и громоотводом в их конфликте. Ни разу не срывается в истерику, не пытается устраивать сцен, наоборот, стремится всех примирить и успокоить. Актриса Татьяна Карпец очень убедительна в этой роли, ей удалось создать настоящий архетип белорусской матери на театральной сцене и выйти на обобщение. Молодые актрисы Екатерина Щербач и Наталья Скоринко также хороши в образах молоденьких стерв и напоминают дочерей из драмы Максима Горького «Васса». Тревожная по настроению, но как всегда концептуальная сценография и костюмы талантливого художника Андрея Жигура добавляют истории метафорического оттенка и выводят ее на уровень притчи.

Не будем раскрывать главную, почти детективную интригу спектакля, но скажем, что она есть и шокирует зрителей. И этот перевертыш заставляет посмотреть на всю историю по-новому.

Прочитать рецензию полностью можно по указанной выше ссылке.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s